Консультация




"Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения."
Что же такое артикуляционная гимнастика?⁉️
Артикуляционная гимнастика - это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата.
Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Язык - главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Артикуляционные упражнения делятся на СТАТИЧЕСКИЕ - удержание органов артикуляции в определённой позе и ДИНАМИЧЕСКИЕ - многократное повторение одного и того же движения.
К СТАТИЧЕСКИМ ОТНОСЯТСЯ:
- "улыбка",
- "трубочка",
- "окошко",
- "лопатка",
- "иголочка",
Они служат для формирования артикуляционного уклада.
К ДИНАММЧЕСКИМ ОТНОСЯТСЯ:
- "улыбка-трубочка",
- "качели",
- "маятник",
- "лопатка-иголка".
Они важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:
1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции ("Улыбка", "Трубочка", "Заборчик", "Рыбка", "Часики", "Качели" и т.д.)
2. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков ("Лопатка", "Дуем на лопаточку", "Почистим зубки", "Накажем непослушный язык").
3. Упражнения, способствующие выработки движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков "Р" и "Л" (" Лошадка", "Маляр", "Вкусное варенье", "Болтушки", "Дятел", "Барабанщик", "Грибок", "Иголочка", "Спрячем конфетку" и так далее).
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к выполнению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
Для младших и средних групп достаточно выполнение 2-3 упражнений, начинать нужно с простых.
ВЫПОЛНЯЮТСЯ:
- упражнения для развития движений губ ("Улыбка", "Заборчик", "Хоботок", "Дудочка").
- упражнения для языка
"Лопаточка", "Вкусное варенье", "Часики", "Змейка").
Упражнения "Лопаточка", "Блинчик" очень хорошо выполнять гиперактивным детям ( следить за тем, чтобы язык не двигался, находился в расслабленном положении).
На переключение внимания очень хорошо выполнять упражнения "Улыбочка-Заборчик", "Лопаточка-Иголочка".
В старшей и подготовительной группах добавляются более сложные упражнения: "Лошадка", "Качели", "Маляр", "Грибок", "Вкусное варенье", "Дятел", "Барабанщик", "Пароход гудит", "Индюк".