Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


Развитие 🌱 грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
📚 Грамматический строй речи — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
👶 У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются трудности словоизменения и словообразования.
➕ Одним из путей совершенствования грамматического строя речи является решение детьми разных проблемных ситуаций посредством игры.
✨ Хочу представить вам некоторые игры по формированию грамматического строя речи.
🤝 Можно играть с детьми, и они окажут положительное воздействие на речевое развитие.
ИГРЫ С МЯЧОМ
"Назови ласково" 🎾
🔍 Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Маленький гномик жил в маленьком домике. В домике гномика стояла маленькая мебель. Назовите её: шкафчик, столик, стульчик и так далее.
"Из чего?" 🧱
💡 Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материалы и вещества, и изменять их по родам и числам.
Банка сделана из стекла — стеклянная банка.
Сапоги из резины — резиновые сапоги и так далее.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
"Какой? Какая? Какое?" 👀
🖍️ Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже.
Сок из яблока (какой?) — яблочный.
Варенье из клубники (какое?) — клубничное и так далее.
Следим за тем, как дети произносят окончания.
"Чей? Чья? Чьё? Чьи?" 🐈
🏠 Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
У ослика чей хвост? — ослиный.
Чьи следы? — кошачьи, гусиные и так далее.
"Накорми животных" 🦊
🥕 Цель: закрепление форм дательного падежа.
А теперь покормим животных.
Морковку я дам кому? — зайцу.
Малину — медведю.
Корове — траву и так далее.
"Один — много" 🐰
👫 Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Это поросёнок, а это поросята.
Это котёнок, а это котята и так далее.
"Два и пять" ➗
🔢 Цель: научить согласовывать числительные с существительными, употреблять их в речи.
Два стола — пять столов.
Два дома — пять домов и так далее.
"Музыканты" 🎻
🎷 Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на музыкальных инструментах.
Мужчина, играющий на скрипке, кто он? — скрипач.
Женщина, играющая на скрипке, кто она? — скрипачка и так далее.
"Рассели по домикам" 🏘️
🚪 Цель: определять существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.
Книга — она, мяч — он, облако — оно, шахматы — они и так далее.
💬 Своевременное формирование грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребёнка.