Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

10 марта 2025 г.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.


Развитие 🌱 грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


📚 Грамматический строй речи — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.


👶 У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются трудности словоизменения и словообразования.


➕ Одним из путей совершенствования грамматического строя речи является решение детьми разных проблемных ситуаций посредством игры.


✨ Хочу представить вам некоторые игры по формированию грамматического строя речи.


🤝 Можно играть с детьми, и они окажут положительное воздействие на речевое развитие.



ИГРЫ С МЯЧОМ


"Назови ласково" 🎾

🔍 Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Маленький гномик жил в маленьком домике. В домике гномика стояла маленькая мебель. Назовите её: шкафчик, столик, стульчик и так далее.


"Из чего?" 🧱

💡 Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материалы и вещества, и изменять их по родам и числам.

Банка сделана из стекла — стеклянная банка.

Сапоги из резины — резиновые сапоги и так далее.



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ


"Какой? Какая? Какое?" 👀

🖍️ Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже.

Сок из яблока (какой?) — яблочный.

Варенье из клубники (какое?) — клубничное и так далее.

Следим за тем, как дети произносят окончания.


"Чей? Чья? Чьё? Чьи?" 🐈

🏠 Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

У ослика чей хвост? — ослиный.

Чьи следы? — кошачьи, гусиные и так далее.


"Накорми животных" 🦊

🥕 Цель: закрепление форм дательного падежа.

А теперь покормим животных.

Морковку я дам кому? — зайцу.

Малину — медведю.

Корове — траву и так далее.


"Один — много" 🐰

👫 Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Это поросёнок, а это поросята.

Это котёнок, а это котята и так далее.


"Два и пять" ➗

🔢 Цель: научить согласовывать числительные с существительными, употреблять их в речи.

Два стола — пять столов.

Два дома — пять домов и так далее.


"Музыканты" 🎻

🎷 Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на музыкальных инструментах.

Мужчина, играющий на скрипке, кто он? — скрипач.

Женщина, играющая на скрипке, кто она? — скрипачка и так далее.


"Рассели по домикам" 🏘️

🚪 Цель: определять существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.

Книга — она, мяч — он, облако — оно, шахматы — они и так далее.


💬 Своевременное формирование грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребёнка.


На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie